Российская фитнес-индустрия, только недавно вздохнувшая после ковидных ограничений, столкнулась с новыми проблемами. Совокупный объем выручки фитнес-рынка за I квартал 2022 года вырос всего на 4,9% по сравнению с аналогичным периодом 2021 года. Сработало хорошее начало года. Но ситуацию испортил март. Санкции, введенные разными странами против России из-за «военной спецоперации»*, уход с рынка крупных иностранных компаний, падение платежеспособности населения привели к тому, что продажи новых клубных карт в марте 2022 года встали, а запросы на возвраты денег за неиспользованные карты выросли. Отрасль ожидает дефицита оборудования и комплектующих
Совокупный объем выручки российского фитнес-рынка за I квартал 2022 года в среднем по России вырос на 328,3 млн рублей (на 4,9%) по сравнению с аналогичным периодом 2021 года. Посещаемость фитнес-клубов в России за тот же период выросла на 6,4%, продажи клубных карт — на 5,2%. Такие данные в беседе с Forbes озвучила Елена Силина, глава Национального фитнес-сообщества. Абсолютных значений по итогам квартала эксперт не раскрывает.
По мнению Силиной, цифры динамики обнадеживают ложно. Потери в выручке, если сравнивать с допандемийным I кварталом 2019 года, все еще весьма солидные — минус 6,2 млрд рублей. Посещаемость уменьшилась на 12,8%, продажи клубных карт также упали на 11,4% к аналогичному периоду 2019 года. «Очевидно, что реализация фитнес-услуг в целом по рынку не вернулась к уровню докризисных показателей, и в I квартале 2022 года отрасль в целом находилась в падении, кроме незначительного количества крупных игроков (около 12% рынка), которым немного удалось подойти к позитивным показателям 2019 года», — отмечает Силина.
По данным Национального фитнес-сообщества, за 2020 — 2021 годы рынок фитнеса сжался на 40%, на конец 2021 года в отрасли было занято 518 400 сотрудников и работало около 7800 объектов (до пандемии — 768 000 человек и 13 000 объектов).
Хорошее начало
Начинался год неплохо. «В январе клиентопоток в московских клубах был ниже сопоставимого периода прошлого года всего на 5-10% (в регионах просадка достигала 45%), — рассказывает директор по качеству фитнес-продукта и развитию франчайзинга X-Fit в России Ирина Троска. — В феврале наметилась тенденция к увеличению посещаемости. Это связано прежде всего с высоким сезоном (после новогодних праздников люди стараются привести себя в форму) и массовым снятием коронавирусных ограничений».
«Год начали в целом хорошо, — говорит учредитель сети фитнес-клубов Екатеринбурга и Тюмени Drive Fitness Роман Вольчук. — Мы были рады снятию последних ограничений по QR-кодам. Планы по выручке выполнялись даже на уровне 2019 года, продажи карт, правда, были примерно на 10-15% ниже, зато росли продажи допуслуг. Посещаемость клубов была ровной, без всплесков и падений».
Смартфон, а не фитнес
Ситуация изменилась в конце февраля – начале марта с началом «спецоперации»* России на Украине и введением санкций. «Рынок фитнес-услуг, который с середины февраля входил в самый доходный период, столкнулся сразу с несколькими проблемами, — рассказывает Елена Силина. — Во-первых, потребители в большей степени озадачились приобретением товаров первой необходимости. Во-вторых, большинство абонементов и клубных карт до настоящего времени продавались в рамках корпоративных программ, а крупные иностранные компании начали заявлять о приостановке своей деятельности в России, и фитнес-отрасль потеряла серьезный пул корпоративных договоров. Игроки рынка столкнулись с негативными эффектами нарастающего кризиса: начались запросы на возврат денег и отказ от продления членства из-за неплатежеспособности. Оба показателя доходят почти до 50%, это, конечно, связано с корпоративными контрактами. В-третьих, из-за череды блокировок интернет ресурсов и социальных сетей индустрия потеряла важный маркетинговый инструмент для продвижения услуг, которые являлись драйверами в генерации клиентского трафика».
«В начале марта стало непросто. Клиенты начали тратить деньги на покупку товаров впрок, кто-то вкладывал в бытовую технику, мебель, смартфоны и прочее, кто-то скупал валюту», — подтверждает Роман Вальчук.
С другой стороны, коллективный стресс повлиял на индустрию и положительно. «Пусть продажи по итогам I квартала отстают по сопоставимым показателям от прошлого года в среднем на 5%, но объективно это неплохие показатели, которые, скорее всего, связаны с тем, что многие клиенты ищут возможность эмоционально разгружаться за счет физической активности и с этой целью ходят в спорт-клубы. Однако заметна и другая тенденция — приобретение и потребление дополнительных услуг, к примеру, персональных тренировок, упало», — говорит Ирина Троска.
Еще проблемы
С какими проблемами столкнулась отрасль? «С марта резко взлетели цены… ЦБ начал повышать ставку с 9,5% до 20%… Фитнес-отрасль практически лишилась кредитных продуктов, которые позволяли клиентам оплачивать услуги в рассрочку, такая опция стала невыгодной, — рассказывает Силина. — Соответственно, повышение ключевой ставки привело к удорожанию кредитов, ипотеки и снижению потребительского спроса. Увеличилась комиссия по эквайрингу, что существенно влияет на выручку фитнес-отрасли, так как порядка 80% российской отрасли работает на электронных переводах и, безусловно, увеличенные ставки на эквайринг в кризисных условиях становятся серьезным обременением».
Но и это еще не все. Впереди фитнес-отрасль ожидает дефицит зарубежного оборудования (тренажеров) и комплектующих для их обслуживания, отмечают представители фитнес-отрасли.
«Поставщики спортивного оборудования и запчастей столкнулись с логистическим кризисом. Компаниям из Европы попросту запрещено поставлять товар в Россию, и им приходится изыскивать новые пути — через посредников в Турции и Польше, — говорит директор по развитию Hasttings (поставщик спортивного оборудования) Георгий Корягин. — Мировые транспортные компании отказываются размещать заказы и транспортировать грузы в Россию. Все приходится везти окольными путями, что увеличивает стоимость. Контейнерные перевозки раньше обходились в $3000 — 5000 за контейнер, сейчас уже $13 000 — 15 000. А азиатские поставщики стали работать исключительно по предоплате, и это без гарантий определенной даты поставки».
«Проблема сервиса и комплектующих уже дает о себе знать, — сетует руководитель сети «Атлетика» из Калининграда Ника Кагановская. — Это очень большая проблема. У нас установлены тренажеры Pulse Fitness производства Великобритании. Дело в том, что мы работаем с людьми с ограниченными возможностями здоровья, и эти тренажеры адаптированы под их нужды, а аналогов в России нет».
Отрасль надеется на импортозамещение. «Комплектующих и оборудования пока нет, а цены растут. Но основные тренажеры при постоянном обслуживании могут работать десятки лет. Кстати, в России есть свое производство — тренажеры много лет выпускает питерский завод Foreman», — говорит Роман Вальчук
«В этой связи фитнес-отрасли очень бы помогла поддержка правительства: снизить НДС на ввозимый товар из дружественных стран с 20% до 10%; внедрить пониженный тариф на таможенное оформление в размере 2%; предоставить предприятиям отрасли возможность получать льготные кредиты под 6% годовых», — говорит Елена Силина.
Что делать и как помочь?
«В таких условиях предпринимателям отрасли сложно планировать даже в среднесрочной перспективе свои тактические, стратегические и процессные действия. Сейчас фитнес-бизнес живет сегодняшним днем и ориентируется в моменте», — констатирует Елена Силина.
«Мы пока не видим сильного оттока клиентов, но из-за нестабильной ситуации многие находятся в состоянии раздумывания о дальнейшем приобретении фитнес-услуг в связи с тем, что фитнес-услуги не включены в потребительскую корзину базовых покупок, — говорит Ирина Троска. — Наблюдается тенденция снижения спроса, который может упасть на 20-30%. В марте компания зафиксировала цены на карты и продолжает делать все возможное, чтобы и дальше предлагать клиентам приемлемые варианты членства, в частности выгодные так называемые «длинные» абонементы на два года».
«Сейчас главный вопрос — как привлекать новых клиентов, — говорит Роман Вальчук. — Ключевые сложности в том, что «отпали» Instagram и Facebook (признаны в России экстремистскими и запрещены), мы пытаемся налаживать рекламу «ВКонтакте» и Telegram. Цены для клиентов на момент держим, но скоро можем начать повышение. В любом случае строить новые клубы сейчас очень дорого, поэтому развитие будет слабым».
Национальное фитнес-сообщество, по словам Силиной, не раз заявляло о необходимости внедрения системной государственной поддержки фитнес-индустрии: рассмотреть возможность снижения социальных налогов и взносов для субъектов фитнес-бизнеса как представителей социально ориентированной отрасли по аналогии с цифровой; внедрить меры поддержки арендодателей, предоставляющих пониженную стоимость аренды фитнес-клубам; включить услуги фитнеса в полисы добровольного медицинского страхования; внедрить программы кешбэка по аналогии с ранее введенной мерой в туристической отрасли.
Журнал «Forbes» — статья «Небольшой рост и стагнация: фитнес-рынок готовится к худшему». Ссылка на источник — https://www.forbes.ru/biznes/461767-nebol-soj-rost-i-stagnacia-fitnes-rynok-gotovitsa-k-hudsemu