Газета «Коммерсантъ». Статья «Клубы раскачивают франшизу». Автор Елена Силина — Президент «Национального фитнес-сообщества».

Елена Силина

Президент «Национального фитнес-сообщества».
Заместитель председателя Комиссии по развитию фитнес-индустрии и спортивно-оздоровительных технологий в негосударственном
секторе Общественного совета Минспорта России.
Член экспертного совета по вопросам физической культуры и массового спорта при Минспорте России.
Член рабочей группы Совета при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта по вопросам модернизации системы физического воспитания населения.
Член Экспертного совета при Комитете Государственной Думы по физической культуре, спорту и делам молодежи по направлению
деятельности «Оздоровление и физическая культура».
Член Совета по профессиональным квалификациям в сфере физической культуры и спорта. 

 

Клубы раскачивают франшизу

Фитнес-индустрия адаптируется к кризису

Столкнувшись с резким падением оборота, фитнес-клубы ищут новые возможности заработать. Сеть Crocus Fitness Эмина Агаларов рассчитывает на реализацию франшиз, планируя открыть не менее 50 клубов за десять лет. Еще более масштабные планы у X-Fit, которая хочет открыть 30 клубов только в 2021 году, а затем довести число до сотни. Также на франшизу делает ставку сеть «Броско». Потенциальных партнеров могут отпугнуть сравнительно высокие вложения, отмечают эксперты. Но проекты будут интересны инвесторам, закупающим дешево оборудование банкротящихся фитнес-клубов и надеющимся на всплеск спроса после пандемии.

Crocus Fitness намерена за счет франчайзинговой программы за десять лет открыть не менее 50 новых объектов, сообщили “Ъ” в сети. В презентации компании говорится, что площадь одного объекта с бассейном должна быть не менее 2 тыс. кв. м, инвестиции в открытие — от 50 тыс. руб. за 1 кв. м, а без бассейна — от 1,2 тыс. кв. м и 28 тыс. руб. за 1 кв. м соответственно. То есть общий объем инвестиций со стороны партнеров будет на уровне 33,6–100 млн руб. за объект. В свою очередь, Crocus Fitness берет на себя затраты на маркетинг, подбор и обучение персонала, а также аудиты и контроль финансовых показателей. Средний размер роялти — 5% от оборота. Окупать такие проекты можно за три—пять лет, рассчитывают в сети.

Crocus Fitness входит в Crocus Group Араса и Эмина Агаларовых, группа специализируется, в частности, на строительстве коммерческой недвижимости. По оценкам Forbes, оборот Crocus Group в 2019 году составлял 59,7 млрд руб.

По оценкам Национального фитнес-сообщества, по итогам октября 2020 года посещаемость и продажи клубов сократились в среднем на 40% год к году. В Crocus Fitness, несмотря на это, считают рынок перспективным, указывая, что его оборот до сих пор рос, за прошлый год — на 5,7%. В презентации компания указывает, что в РФ фитнесом занимается только 2,9% населения, а в США — 17,6%.

Совладелец студии Rocky Road Team Владимир Деревягин соглашается, что спортивные объекты будут востребованы для инвестиций на фоне роста интереса к здоровому образу жизни в целом. Но эксперт сомневается, что франшиза Crocus Fitness окажется перспективной: эти проекты предполагают очень высокие первоначальные вложения в покупку оборудования и тренажеров.

В то же время гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров отмечает, что уже начались массовые банкротства существующих клубов и инвесторы смогут дешево купить их оборудование.

«Наличие франчайзера и вывеска крупного бренда в этом случае поможет запустить бизнес»,— считает он.

Ставку на развитие франчайзинга в кризис сделала и сеть X-Fit: она предлагает партнерам новый формат «у дома» — фитнес-студии площадью 50–200 кв. м, работающие без персонала. В 2021 году компания рассчитывает по франшизе открыть 30 клубов такого формата, а за два-три года — около ста. Инвестиции в один объект составят до 5 млн руб., паушальный взнос — 600 тыс. руб. Владелец сети фитнес-клубов «Броско» Сергей Игохин рассказывает, что тоже сделал ставку на небольшой формат в рамках франшизы: этот продукт компания предлагает для небольших городов с населением 30–100 тыс. человек. Игроки переформатируют продуктовые линейки под новые виды франшиз с небольшим входом, которые позволят партнерам минимизировать риски, констатирует президент Национального фитнес-сообщества Елена Силина.

Эксперт Franshiza.ru Анна Рождественская называет появление новых форм франчайзинга реакцией фитнес-индустрии на кризис.

По ее словам, в таких проектах основной доход для владельцев брендов складывается именно из первоначального взноса и последующих роялти. «Бывает, что партнерские точки берутся в управление франчайзером, тогда он получает процент от прибыли»,— добавляет она. Решающим фактором при покупке франшизы фитнес-клуба, по ее словам, станут финансовые показатели компании-франчайзера.

 

Подробнее «Коммерсантъ» — https://www.kommersant.ru/doc/4584195