Национальное фитнес-сообщество, объединяющее 3150 фитнес-клубов из 87 регионов России, 70 региональных представительств и 125 организаций, включая 17 ассоциаций, 26 федераций, 15 профессиональных образовательных учреждений и 67 ведущих спортивно-оздоровительных компаний, обратилось к Председателю Правительства РФ М.В. Мишустину.
В обращении содержится просьба рассмотреть возможность законодательного закрепления критериев, определяющих гражданско-правовой характер взаимоотношений между организациями фитнес-отрасли и исполнителями — налогоплательщиками, применяющими налог на профессиональный доход (самозанятые) и ИП на упрощенной системе налогообложения.
Фитнес-клубы сталкиваются с претензиями налоговых органов, усматривающих в привлечении тренеров-самозанятых или ИП, работающих по упрощенной системе, уклонение от уплаты НДФЛ и страховых взносов. Инспектирующие органы нередко квалифицируют отношения с самозанятыми как трудовые, несмотря на отсутствие трудовых договоров, графиков работы и подчинения внутренним регламентам. Подобная практика создает препятствия и сдерживает развитие гибких форм занятости.
9 июля 2025 года Государственная Дума России приняла в первом чтении законопроект о регулировании платформенной экономики, который фиксирует признаки для квалификации взаимодействия с самозанятыми и ИП как гражданско-правового.
Согласно законопроекту, физическое лицо, оказывающее услуги или выполняющее работы, признается партнером-исполнителем по гражданско-правовому договору при соблюдении следующих условий:
1️⃣ Заказ направлен на выполнение конкретной работы или оказание конкретной услуги без обязательного графика работы и подчинения внутреннему трудовому распорядку.
2️⃣ Партнер-исполнитель самостоятельно принимает решение о выполнении работ и вправе отказаться от заказа без последствий.
3️⃣ Оператор или пользователь-заказчик не привлекает партнера-исполнителя для выполнения дополнительных работ или услуг.
4️⃣ Вознаграждение начисляется за каждую выполненную работу или оказанную услугу отдельно.
5️⃣ Выполнение работ или оказание услуг не предполагает привлечение третьих лиц и предоставление социальных гарантий со стороны оператора или заказчика.
Ожидается, что принятие данных законодательных норм позволит создать условия для устойчивого роста отрасли, минимизировать правовые риски и стимулировать развитие гибких форм занятости.
