Ключевые показатели:
Объем рынка в 2023 году, руб.* — 172 млрд рублей
Рост продаж клубных карт и абонементов по итогам 2023 года к 2022 года в среднем на 12%
Рост реализации дополнительных услуг по итогам 2023 года к 2022 года в среднем на 8,1%
Рост посещаемости фитнес-объектов по итогам 2023 года к 2022 года в среднем на 8,5%
Рост расходов на содержание фитнес-объектов по итогам 2023 года по отношению к 2019 году в среднем 25-30%
Маржинальность фитнес-бизнеса по итогам 2023 года по отношению к 2019 года в пределах 7%
Повышение цен на фитнес-услуги по итогам 2023 года по отношению к 2022 года в среднем 7- 12%
Открыто фитнес-объектов в России по итогам 2023 года 622 (с учетом клубов на этапе строительства и предпродаж)
Закрыто фитнес-объектов в России по итогам 2023 года — 217
Количество фитнес-объектов в России по итогам 2023 года — 9005
Задействовано специалистов по итогам 2023 года — 465 000
Количество клиентов фитнес-отрасли в 2023 г., чел. — 6,8 млн. чел
По данным аналитического исследования Национального фитнес-сообщества, совокупный объем выручки российского рынка фитнес-услуг за 2023 году вырос на 17,91 млрд к предыдущему году 2022 на 11,6%.
По итогам 2023 года совокупный объем выручки фитнес-отрасли России составил 172 млрд рублей, что выше докризисного показателя 2019 года на 5 млрд рублей.
Учитывая динамику показателей, прогнозируемый рост совокупного объема выручки отрасли в 2024 году составит 18%, превысив 200 млрд. В конечном счете выше на 33 млрд. рублей докризисного 2019 года.
По итогам декабря месяца 2023 года продажи клубных карт и абонементов по российской фитнес-отрасли в среднем выше показателей соответствующего периода 2019-го на 11,0%, и больше 2022 года на 16,9%. Показатели по реализации дополнительных услуг в среднем по России выросли на 8,4% аналогичного периода 2019, и стали выше на 14,0% показателя 2022 года. В декабре показатели посещаемости и загруженности клубов на 3,3% выше соответствующих показателей 2019 года, и выше 2022 на 12,4%.
По итогам IV квартала 2023г продажи клубных карт и абонементов по российскому рынку фитнес-услуг выше средних показателей соответствующего периода 2019-го на 10,2%, и больше 2022 г. на 15,7%. Показатели реализации дополнительных услуг в IV квартале 2023г в среднем на 6,9% выше аналогичного периода 2019, и выше 2022 года на 12,4%.
По итогам четвертого квартала показатели посещаемости и загруженности клубов на 2,3% выше соответствующих показателей 2019 года, и выше 2022 г. на 11,5%.
Ключевые показатели отрасли по итогам 2023 года к 2019 и к 2022 году:
В 2023г продажи клубных карт и абонементов по российской фитнес-отрасли выше средних показателей соответствующего периода 2019-го на 3,2%, и выше 2022 г. на 12,0%. Показатели по реализации дополнительных услуг в среднем на 1,8% выше аналогичного периода 2019, и выше 2022 на 8,1%.
В 2023г средние показатели посещаемости и загруженности клубов на 2,7% ниже соответствующих показателей 2019 года, но выше 2022 г. на 8,5%.
Исследование Национального фитнес-сообщества по открытию фитнес-объектов в 2023 году показало увеличение количественного показателя в сравнении с четырьмя предыдущими годами, так в России открылось порядка 612 новых фитнес-клубов. Для сравнения, в 2022 году было открыто 572 клуба, в 2021 году – 400, в 2020 году не было открыто ни одного фитнес-клуба, что было связано с пандемическим кризисом. В 2019 году запущено 573 клуба.
При этом число закрытий клубов по итогам 2023 года составило около 217, в 2022 году было 172, в 2019 году – всего 30. Период массовых закрытий пришелся на 2020 год –3,25 тыс. клубов, и на 2021 год – 1,95 тыс.
Таким образом, общее число работающих в стране клубов по итогам 2023 года составило порядка 9050. Тогда как в 2022 году было 8,6 тыс., в 2021 году – 8,2 тыс., в 2020 году – 9,75 тыс., в 2019 году – 13 тыс.
Открытие новых проектов в отрасли стало высокозатратным в связи с общим увеличением цен на строительные материалы, оборудование и всего того, что связано с запуском бизнеса. Наиболее доступен для отрасли на данный момент студийный формат, на него приходится около 78% от общего объема открытых клубов. При этом около 12% – на классические широкоформатные клубы без бассейна и всего лишь около 10% – на крупные многофункциональные объекты, на открытие которых нужно в десятки раз больше инвестиций.
В целом на российском рынке фитнес-услуг происходит смена форматов. Отметим, что до кризиса бизнес охотнее вкладывался в крупные многофункциональные клубы с большим количеством предлагаемых услуг. Теперь же, увеличение объектов рынка идет в основном за счет студий, монопроектов под какой-то из видов фитнеса и новых цифровых проектов.
Потенциал для роста российского рынка фитнес-услуг есть, но сдерживающим фактором является, прежде всего, низкая маржинальная прибыль компаний – в среднем в пределах до 7%.
Другими факторами, которые не дают возможность обеспечить качественный рывок, являются высокая стоимость арендных платежей, растущие тарифы естественных монополий, а также рост затрат на расходную часть и содержание фитнес-объектов в среднем на 23%, высокие налоги и страховые выплаты с ФОТ – в совокупности 43%.
В целом экономический эффект дефицита оборотных средств и отсутствие дешевых кредитов не дает рынку стремительно расти, при этом результаты 2023 года наилучшие за последние годы, начиная с 2020-го/
? Читайте об этом в СМИ:
Forbes: «Оборот фитнес-отрасли в 2023 году превысил 170 млрд рублей»
Реальное время: «Оборот российских фитнес-клубов вырос за год на 11,6%»
Коммерсантъ: «Спрос ударил по спорту»
Бизнес секреты: «Оборот российской фитнес-отрасли вырос на 11,6%, финансовые результаты — лучшие за три года»
Lenta.ru: «Выручка российских фитнес-клубов резко выросла»
Партнерский союз: «Оборот фитнес рынка в РФ вырос на 11,6%»
Мострибуна: «Выручка российских фитнес-клубов резко выросла»
Dilato: «В России оборот фитнес-отрасли в 2023 году превысил 170 млрд рублей»
Smi.Taday: «Оборот российских фитнес-клубов вырос за год на 11,6%»