Национальное фитнес-сообщество провело анализ российского фитнес-рынка на основе данных, полученных в ходе регулярного статистического мониторинга отрасли. В результате исследования были получены следующие общеотраслевые показатели:
• Объем выручки в июне 2023 года вырос примерно на 1 млрд. рублей по отношению к аналогичному периоду прошлого года и достиг 13,5 млрд. рублей.
• Во II квартале 2023 года продажи клубных карт в среднем оказались выше показателя соответствующего периода 2019-го на 1,4% и на 10% выше, чем за тот же период 2022 года; продажи дополнительных услуг выросли в среднем на 1,6% относительно аналогичного периода 2019 года и на 4,6% обогнали данный показатель 2022 года; средний показатель посещаемости и загруженности клубов на 4,4% не дотянул до аналогичного периода 2019 года, при этом опередил 2022 год на 5,1%.
• По итогам I полугодия показатель продаж клубных карт на 0,2% ниже соответствующего периода 2019 года и на 9,8% выше, чем в 2022-ом. Продажи дополнительных услуг стабилизовались на уровне предшествующего 2019 года, при этом превзошли 2022 на 5,8%. Посещаемость и загруженность клубов за январь-июнь на 4,4% ниже соответствующих показателей 2019 года, но выше прошлого года на 6,8%. Совокупная выручка за I полугодие выросла на 8,1 млрд. рублей и составила почти до 83 млрд. рублей.
Несмотря на снижение доходов населения, рост тарифов ЖКХ и традиционный сезонный спад, рынок фитнеса постепенно преодолевает кризис. Владельцы бизнеса ищут различные варианты: предлагают карты с более короткими сроками, делают ставку на бассейны, СПА и услуги по уходу за телом.
Игроки рынка отметили тенденции слома потребительских привычек и предпочтений. Люди все чаще пользуются торговыми центрами, как новой возможностью проведения досуга: посмотреть фильм, посветить время шопингу и самое главное сходить на тренировку в фитнес-клуб. Заметно выросло стремление культурно отдыхать, при этом не тратить деньги просто на вещи, кроме необходимого минимума, а больше времени проводить с пользой для здоровья и своего внешнего вида в целом. Сформировался тренд на культуру разумного потребления и выборочных покупок, при которых покупатель приобретает только необходимое, а занятия в фитнес-клубах внутри ТЦ – отличное совмещение с общей программой здорового досуга. Очевиден рост числа фитнес-клубов в ТЦ. Прежде всего, фитнес-клубы занимают площади, освободившиеся от зарубежных компаний на фоне санкций. Здесь удачная логистика и транспортная доступность: ТЦ имеют парковочные зоны, площадки для детей, фуд-корты, и конечно, фитнес станет новым магнитом притяжения. Очевидно, что арендодателям ТЦ нужно рассматривать фитнес-клуб как «якорную» позицию и идти навстречу предпринимателям отрасли по снижению стоимости аренды.
Продуктовая линейка фитнес-клубов в летний сезон традиционно пополняется различными фитнес-турами. Если до кризиса чаще туры были за рубеж – в Турцию, Грецию, Италию и другие страны мира, то сейчас в большей степени только по России. В настоящее время сложно планировать туры, поскольку наблюдается высокая волатильность рубля, вызванная различными причинами нестабильного периода, которая делает такие путешествия нерентабельными.
Любителям активного образа жизни фитнес-клубы предлагают испытать на себе новые форматы отпуска, например, погрузится в мир йоги или экстрима, провести время в лесу или на берегу моря вдалеке от шума города и цивилизации.