Не намерены сдаваться
Изменения, произошедшие с фитнес-индустрией в 2020 году, дали толчок к историческому развитию отрасли: коллаборации фитнеса и медицины, уверена президент Национального фитнес-сообщества (НФС) Елена Силина. Отрасль в уходящем году из-за пандемии потеряла около 65 млрд рублей. Для сравнения: за весь 2019 объем рынка фитнес-индустрии составил 167 млрд рублей. Однако фитнес-индустрия не намерена сдаваться и ищет способы коллаборации с другими отраслями.
Фитнес-отрасль только за период локдауна, который в разных регионах страны продлился для фитнес-клубов от 3 до 5 месяцев, потеряла 51,38 млрд рублей: за II квартал 2020 года падение выручки в отрасли составило 41,75 млрд рублей, кварталом позже — 9,63 млрд рублей, по оценкам Национального фитнес-сообщества.
Если сравнивать по продажам и посещаемости 2019 и 2020 года, то равноценным по обоим показателям для фитнес-индустрии был только январь 2020 года. С февраля 2020 года началось падение продаж и посещаемости, к марту продажи встали, посещаемость резко упала, в конце марта фитнес-клубы закрыли: 21 числа — Москву, затем — Московскую область, через пару дней — Санкт-Петербург, затем другие регионы.
Впервые за историю фитнес-индустрии сформировалась культура онлайн-занятий: большинство клубов предлагало бесплатный контент онлайн-занятий. Это дало старт гибридным фитнес-продуктам, которые сочетают в себе онлайн и оффлайн.
Во время простоя фитнес-клубы стали накапливать долги по аренде, коммунальным платежам, заработным платам. Фитнес-отрасль — по своей бизнес-структуре — низкомаржинальный бизнес, и к кризису подошла без финансовой подушки безопасности. Последние годы отрасль удерживала рост цен на услуги — с 2018 года рост цен составил всего 2%. После кризиса 2014 года отрасль росла крайне медленно, 2-3% в год.
Необходимость государственной поддержки Национальное фитнес-сообщество оценило в 40 млрд рублей, что равноценно по сумме объему налоговых отчислений, произведённых фитнес-отраслью в 2019 году в бюджеты разных уровней: 43,64 млрд рублей, из них 27,8 млрд руб. социальные налоги и НДФЛ, 15,84 млрд руб. — налог на доход. Финансово-экономический анализ показывает, что при оказании государством помощи в размере в 40 млрд рублей совокупный объем поступлений в бюджет за два года составит 95 млрд рублей.
За первые месяцы пандемии НФС направило более 70 официальных писем в органы государственной власти: президенту РФ, премьер-министру, в профильные министерства и ведомства. Предложения Национального фитнес-сообщества легли в основу письма в аппарат правительства от министерства спорта РФ. В своем ответе от 22 апреля 2020 года на обращение Елены Силиной первый заместитель министра спорта РФ Азат Кадыров указывает на особую роль объединений субъектов фитнес-индустрии, «среди которых НП „Национальное фитнес-сообщество“ в настоящее время выступает активным интегратором отраслевых предложений».
Усилиями НФС крупные фитнес-сети включены в список системообразующих предприятий России, а фитнес-отрасль включена правительством РФ в список пострадавших отраслей под номером 3 — «Физкультурно-оздоровительная деятельность и спорт» (постановление правительства РФ от 3 апреля 2020 г. N 434).
После локдауна фитнес-отрасль столкнулась с новыми трудностями, в первую очередь — с условиями открытий. Они варьировались от региона к региону и полностью зависели от решений местных властей. В разных субъектах РФ они зачастую были противоречивы и алогичны: например, ограничения по процентному наполнению, а не по рекомендациям федерального Роспотребнадзора по метражу, запрещены бассейны, групповые программы. Единственным субъектом РФ, где работа фитнес-клубов возобновилась в полном соответствии с предписаниями федерального Роспотребнадзора, стала Москва. Рекомендации разрабатывались при активном участии фитнес-сообщества.
В Петербурге фитнес-сообществу пришлось особенно нелегко, потому что во время выхода из карантина петербургскими властями был введен запрет на работу фитнес-клубов в торговых центрах. Из примерно 400 тысяч м2 площадей, которые занимают в Петербурге клубы, 30% находятся в ТЦ. В попытке обойти запреты некоторые торговые центры шли на ухищрения и получали статус мультифункциональных комплексов (МФК). Некоторые арендодатели давили на фитнес-клубы, вынуждая открываться и работать несмотря на запрет. Труднее всего пришлось небольшим фитнес-сетям: у них меньший запас прочности и меньше рычагов влияния. С 27 июля в Петербурге запрет на работу фитнес-клубов в ТЦ был снят, но уровень посещений фитнес-клубов в ТЦ упал на 50-60% от аналогичного периода 2019 года.
«Для нас год был непростым — первую треть работали больше на перспективу, финансовой подушки не было, пережить локдаун помогли кредиты, программа государственных субсидий и партнёрские договорённости с арендодателями.
Период после открытия сопровождается 35% спадом всех ключевых показателей. Что обусловлено и соответствует сложной эпидемиологической обстановке в СПБ. Мы по-прежнему ориентированы на высокий уровень сервиса и качество услуг. 2020 год только убедил нас в правильности этих приоритетов», — говорит Антон Крылов, основатель сети фитнес-клубов SportLife — одного из лидеров петербургского рынка.
«До пандемии у меня было пять студий, две из них в жилых домах, три в торговых центрах. Одну студию я потеряла, потому что арендодатель вынудил съехать, не вернул залог. По второй студии в торговом центре мне удалось получить скидку 70 % за июнь, но с июля мне выставили полный счёт, так как якобы все фитнес-клубы уже открыты — на аргументы, что в торговых центрах фитнесом запрещено работать, мне говорили, что никто проверять не будет. Сейчас я оплачиваю полную стоимость аренды, как и до карантина, плюс одному арендодателю выплачиваю суммы по рассрочке, которую мне предоставили на месяцы закрытия, — рассказывает основатель и глава сети студий растяжки „Эластика Петербург“ Диана Буркова. — По третьей студии в торговом центре — наш этаж арендодатель перепрофилирует в бизнес-центр, мы договорились, что до декабря работали в обычном режиме, затем нам пришлось переехать в новое помещение, и самим делать весь ремонт заново, хотя нам дали небольшую скидку. В целом — сейчас самое главное, чтобы нас не закрыли снова, с остальным я уже смирилась».
Ещё одна проблема, с которой столкнулись игроки петербургского фитнес-рынка: обесценивание услуг фитнеса из-за демпинга, на который пошли ряд компаний в попытке удержать клиентов. «С арендодателями получилось договориться на время локдауна о снижении ставок по аренде, после открытия сумели договориться о небольших скидках, в контексте снижения спроса и падения выручки это помогает, но лишь частично. Если компания имеет планирование, среднее и долгосрочное, в том числе по дальнейшему развитию, демпинг не лучшее решение, дорога в никуда, скорее это для тех, кто хочет разово собрать кассу и возможно потом закрыться, сразу, или в перспективе обстоятельства будут этому способствовать», — считает основатель, совладелец сети фитнес клубов HIT FITNESS Лев Лебедев.
26 октября Национальное фитнес-сообщество обратилось к главе Роспотребнадзора Анне Поповой с просьбой унифицировать меры по работе фитнес-клубов на всей территории страны, заблаговременно уведомлять о проведении проверок, а также пересмотреть штрафы, который Роспотребнадзор выписал представителям фитнес-бизнеса за последние несколько недель.
После открытия фитнес-клубов спрос на услуги не восстановился. Первый месяц работы фитнес-клубов после локдауна в Москве и Петербурге дал небольшой всплеск, подтверждают представители крупнейших сетей X-Fit, С.С.С.Р, Fitness House, SportLife: сказался отложенный спрос. Однако осень — традиционно высокий сезон для отрасли — не оправдала надежд операторов фитнес-рынка.
По оценкам НФС, за три осенних месяца 2020 по стране продажи клубных карт фитнес-клубов упали в среднем на 37%, а посещаемость фитнес-клубов снизилась в среднем на 35,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Игроки отрасли отреагировали на снижение спроса, разнообразив линейку клубных карт по продолжительности сроков действия; расширили пул персонализированных услуг текущим клиентам в качестве подарка, сделали ставку на повышение уровня доверия между фитнес-клубом и клиентами.